Комплексная безопасность
Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это состояние защищенности школы от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное функционирование. Безопасность образовательного учреждения складывается их многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.
Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности формируют культуру безопасности, влияют на результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности в этой области.
Целью работы школы в области безопасности является создание условий для обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности. Это достигается путем повышения безопасности жизнедеятельности с точки зрения: пожарной, электрической, экологической, радиационной, дорожного движения, антитеррористической и технической безопасности зданий, сооружений в школе №72 на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Главные задачи, решаемые в области безопасности:
- реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
- формирование культуры безопасности всех участников образовательного процесса, а именно:
- формирование правильных с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности поведенческих мотивов;
- развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
- формирование способностей принятия безопасных решений в быту;
- выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Комплексная безопасность образовательного учреждения достигается путем реализации специальной системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, психолого-педагогического, кадрового, финансового характера.
Система мер обеспечения комплексной безопасности школы – это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством директора школы, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения безопасного функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий и является комплексная безопасность школы, которая достигается в процессе осуществления деятельности по следующим направлениям:
- Антитеррористическая безопасность ;
- Антинаркотическая безопасность;
- Пожарная безопасность (просмотр);
- Безопасность питания;
- Предотвращение детского травматизма;
- Охрана труда и техника безопасности;
- Социально-психологическая безопасность;
- Дорожная безопасность;
- Электробезопасность;
- ГО и ЧС;
- Профилактика правонарушений и ПДД;
- Обучение школьников основам безопасной жизнедеятельности на уроках и во внеурочной деятельности;
- Взаимодействие с компетентными инстанциями;
- Защита персональных данных.
Информационная безопасность
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
На сегодняшний день сформированы три основных принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
- Целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также от неавторизованного создания или уничтожения данных;
- Конфиденциальность информации — защита от доступа посторонних лиц к конфиденциальным данным;
- Доступность информации для всех авторизованных пользователей — обеспечение свободного и беспрепятственного доступа к информации.
-
В современной школе информация и информационная инфраструктура являются неотъемлемой частью учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой, и её бесперебойная работа во многом определяет качество получаемых знаний и способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
В современном мире проблема информационной безопасности образовательных учреждений и учащихся приобретает всё большую значимость. В связи с ростом числа угроз, исходящих из интернета, а также изменениями в нормативно-правовой базе, методы обеспечения безопасности учебного процесса должны быть адаптированы к новым условиям.
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
- Компьютеры защищены от внешних угроз, таких как компьютерные вирусы, логические бомбы и хакерские атаки.
- Установлен строгий контроль за электронной почтой, а также обеспечена постоянная проверка входящей и исходящей корреспонденции.
- На персональные компьютеры установлены соответствующие пароли.
- Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
-
Родителям
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
-
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
- информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
-
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
- информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
-
С учетом этого предлагаются ПРАВИЛА РАБОТЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
- Независимо от возраста ребёнка, применяйте специальные программы для фильтрации и контроля информации. Однако не стоит полностью полагаться только на них. Главное — это ваше внимание к ребёнку и забота о его безопасности..
- Если ваш ребёнок зарегистрировался в социальной сети, обратите внимание на информацию, которую другие участники публикуют в своих профилях и блогах. Это могут быть фотографии и видео.
- Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис, которым пользуется ваш ребёнок. Странички вашего ребёнка могут быть безопасными, но могут содержать ссылки на нежелательные и даже опасные ресурсы.
- Учите детей делиться с вами любыми необычными или тревожащими их ситуациями. Не стоит слишком строго реагировать на их сообщения, ведь из-за страха потерять доступ в интернет дети могут не говорить о своих проблемах, а также начать использовать его вне дома и школы.
- Будьте в курсе того, чем занимается ваш ребёнок в интернете. Интересуйтесь его виртуальными друзьями так же, как и реальными.
-
Педагогам
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
- Объясните учащимся правила поведения в интернете. Расскажите о мерах, которые применяются к нарушителям, и о том, какая ответственность предусмотрена за несоблюдение правил.
- Обсудите с учащимися правила, которые следует соблюдать, если их права в интернете были нарушены.
- Прививайте детям уважение к правам других людей в интернете. Объясните им, что такое авторское право, и расскажите о том, какая ответственность предусмотрена за его нарушение.
- Проявляйте интерес к тому, чем живут ваши ученики в виртуальном пространстве, и, если потребуется, информируйте родителей о проблемах, с которыми могут столкнуться их дети.
- Прививайте ученикам осознанное отношение к информации, которую они находят в интернете. Помогите им понять, как отличить достоверные источники от недостоверных. Призывайте их посещать только проверенные сайты.
- Помогите детям преодолеть интернет-зависимость, вовлекая их в разнообразные внеклассные мероприятия. Показывайте, что реальная жизнь полна увлекательных событий и возможностей, таких как посещение театров, музеев, участие в играх и соревнованиях.
- Периодически, совместно с учащимися, обсуждайте, как они проводят свободное время, насколько эффективно используют ресурсы интернета для учёбы и отдыха. Эти беседы помогут предотвратить появление интернет-зависимости. Результаты ваших обсуждений следует обсуждать с родителями.
- Если у вас возникли проблемы, связанные с интернет-зависимостью у учащихся, пожалуйста, незамедлительно сообщите об этом родителям. В решении этих вопросов вам могут помочь психолог и социальный педагог.
- Проводите беседы о проблеме интернет-зависимости, её признаках и методах борьбы с ней.
- Регулярно повышайте свою квалификацию в сфере информационно-коммуникационных технологий и уделяйте внимание вопросам здорового образа жизни.
- Будьте примером для своих учеников. Соблюдайте законы, касающиеся защиты персональных данных и информационной безопасности. Относитесь к своему здоровью ответственно. Используйте возможности интернета и мобильных сетей разумно.
-
Список интернет-ресурсов, содержащих информационно-разъяснительные материалы по профилактике дистанционных преступлений:
Платформа «Яндекс Диск»:
- https://disk.yandex.ru/i/Wax0nz8zzDpXQQ;
- https://disk.yandex.ru/i/VgQM6cWLVCat8g;
- https://disk.yandex.ru/i/106gd02qjz7PAQ;
- https://disk.yandex.ru/i/VieGq2HBFI9bcg.
-
MBД России:
- https://мвд.pф/Videoarhiv/Socialnaia reklama;
- https://мвд.pф/mvd/structure1/Upravfenija/y6K;
- t.me/cyberpolice_rus.
-
Банк России:
- cbr.ru/protection_rights/finprosvet;
- vk.com/cbr_official;
- t.me/centralbank_Russia;
- https://dni-fg.ru/;
- https://fincult_info;
- https://doligra.ru;
- t.me/fintrack_cbr;
- t.me/fincult_ihfo;
- vk.com/finprosv.
-
Минцифры России:
- https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity;
- https://киберзож.рф/;
- https://выучисвоюроль.рф;
- https://прокачайскиллзащиты.рф;
- https://готовкцифре.рф;
- t.me/mintsifry.
-
Интернет-ресурсы финансово-кредитных учреждений, операторов связи и компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационной безопасности:
- https://www.sberbank.ru/ru/person/kibrary;
- https://learn.vtb.ru/fingram/;
- https://megafon.ru/help/antifraud/;
- https://kaspersky.ru/resource-center;
- https://kids.kaspersky.ru/;
- https://rocit.ru.
Пожарная безопасность
Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия:
- Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания (огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее).
- Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.
-
Общие требования пожарной безопасности:
- Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.
- Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки.
- Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
- Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий досмотр и уход.
-
Запрещается:
- хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
- использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы;
- устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности;
- снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
- проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода);
- размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;
- проводить уборку помещений и чистку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших коммуникаций, транспортирующих или содержащих в себе горючие вещества и материалы, с применением открытого огня (костры, газовые горелки, паяльные лампы, примусы, факелы, свечи);
- закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы; - устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) для организации рабочих мест антресоли, конторки и другие встроенные помещения с ограждающими конструкциями из горючих материалов;
- размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров;
- эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
- проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности.
-
Действия при возникновении пожара:
- При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы, соблюдать.
- При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.
- Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе и действовать согласно указаниям сотрудников школы.
- По команде учителя (преподавателя) школы эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и планом эвакуации. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.
- Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.
- Нельзя прятаться во время пожара под парту, в шкаф: от огня и дыма спрятаться невозможно.
- При выходе из здания школы находиться в месте, указанном учителем.
- Учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
- Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.