Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
На сегодняшний день сформированы три основных принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
- Целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также от неавторизованного создания или уничтожения данных;
- Конфиденциальность информации — защита от доступа посторонних лиц к конфиденциальным данным;
- Доступность информации для всех авторизованных пользователей — обеспечение свободного и беспрепятственного доступа к информации.
В современной школе информация и информационная инфраструктура являются неотъемлемой частью учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой, и её бесперебойная работа во многом определяет качество получаемых знаний и способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
В современном мире проблема информационной безопасности образовательных учреждений и учащихся приобретает всё большую значимость. В связи с ростом числа угроз, исходящих из интернета, а также изменениями в нормативно-правовой базе, методы обеспечения безопасности учебного процесса должны быть адаптированы к новым условиям.
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
- Компьютеры защищены от внешних угроз, таких как компьютерные вирусы, логические бомбы и хакерские атаки.
- Установлен строгий контроль за электронной почтой, а также обеспечена постоянная проверка входящей и исходящей корреспонденции.
- На персональные компьютеры установлены соответствующие пароли.
- Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
Родителям
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
- информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
- информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого предлагаются ПРАВИЛА РАБОТЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
- Независимо от возраста ребёнка, применяйте специальные программы для фильтрации и контроля информации. Однако не стоит полностью полагаться только на них. Главное — это ваше внимание к ребёнку и забота о его безопасности..
- Если ваш ребёнок зарегистрировался в социальной сети, обратите внимание на информацию, которую другие участники публикуют в своих профилях и блогах. Это могут быть фотографии и видео.
- Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис, которым пользуется ваш ребёнок. Странички вашего ребёнка могут быть безопасными, но могут содержать ссылки на нежелательные и даже опасные ресурсы.
- Учите детей делиться с вами любыми необычными или тревожащими их ситуациями. Не стоит слишком строго реагировать на их сообщения, ведь из-за страха потерять доступ в интернет дети могут не говорить о своих проблемах, а также начать использовать его вне дома и школы.
- Будьте в курсе того, чем занимается ваш ребёнок в интернете. Интересуйтесь его виртуальными друзьями так же, как и реальными.
Педагогам
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
- Объясните учащимся правила поведения в интернете. Расскажите о мерах, которые применяются к нарушителям, и о том, какая ответственность предусмотрена за несоблюдение правил.
- Обсудите с учащимися правила, которые следует соблюдать, если их права в интернете были нарушены.
- Прививайте детям уважение к правам других людей в интернете. Объясните им, что такое авторское право, и расскажите о том, какая ответственность предусмотрена за его нарушение.
- Проявляйте интерес к тому, чем живут ваши ученики в виртуальном пространстве, и, если потребуется, информируйте родителей о проблемах, с которыми могут столкнуться их дети.
- Прививайте ученикам осознанное отношение к информации, которую они находят в интернете. Помогите им понять, как отличить достоверные источники от недостоверных. Призывайте их посещать только проверенные сайты.
- Помогите детям преодолеть интернет-зависимость, вовлекая их в разнообразные внеклассные мероприятия. Показывайте, что реальная жизнь полна увлекательных событий и возможностей, таких как посещение театров, музеев, участие в играх и соревнованиях.
- Периодически, совместно с учащимися, обсуждайте, как они проводят свободное время, насколько эффективно используют ресурсы интернета для учёбы и отдыха. Эти беседы помогут предотвратить появление интернет-зависимости. Результаты ваших обсуждений следует обсуждать с родителями.
- Если у вас возникли проблемы, связанные с интернет-зависимостью у учащихся, пожалуйста, незамедлительно сообщите об этом родителям. В решении этих вопросов вам могут помочь психолог и социальный педагог.
- Проводите беседы о проблеме интернет-зависимости, её признаках и методах борьбы с ней.
- Регулярно повышайте свою квалификацию в сфере информационно-коммуникационных технологий и уделяйте внимание вопросам здорового образа жизни.
- Будьте примером для своих учеников. Соблюдайте законы, касающиеся защиты персональных данных и информационной безопасности. Относитесь к своему здоровью ответственно. Используйте возможности интернета и мобильных сетей разумно.