МБОУ "СОШ №53 им. дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева"
город Курск
  • Профориентация

     Выбор профессии — важный период в жизни каждого человека. И последствия профессионального выбора для каждого очень значительны. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие сделать безошибочный выбор. Поэтому читайте, смотрите, думайте и принимайте решение.

         Раздел сайта школы по профориентации адресован молодым людям, которые хотят правильно выбрать профессию, и взрослым – родителям, педагогам, психологам, работодателям, которые стараются им в этом помочь. Поможет вам получить полезные знания, развить необходимые навыки для правильного выбора профессии и познакомиться с профориентационной работой школы.

         Что означают слова «Правильно выбрать профессию»? Профессия в современном мире – это не только «инструмент» для создания материальных благ.

         Правильно выбранная профессия – это:

    • путь к познанию и самопознанию;

    • возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности;

    • основа для уважения и самоуважения человека;

    • радость творчества;

    • основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения.

         Для правильного выбора профессии необходимо многое — знание своих возможностей и способностей, информированность о мире профессий, умения принимать обдуманные решения.

         Раздел сайта по профориентации поможет вам:

    • познакомиться с миром профессий;

    • пройти профориентационное тестирование с использованием современных методик;

    • получить консультацию педагога-психолога о своих индивидуальных особенностях и о том, как их учитывать при — выборе профессии;

    • посмотреть материалы о профессиях.

         Что это такое и почему это нужно

         Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

         Выбор профессии - один из самых серьезных выборов в жизни подростка, который просто поражает своим масштабом.Не секрет, что иногда люди так и не могут определиться с выбором профессии и занимаются «не своим» делом.

         Задача профориентации - помочь подростку выбрать будущую профессию и найти подходящий ВУЗ. Это, увы, нельзя сделать, основываясь только на рейтингах вузов и содержании разных профессий. Точно так же подростку важно понимать собственные способности, склонности, интересы  и желания. Именно точка пересечения его индивидуальности и требований профессии и должна быть основой для выбора.

         Понимание себя помогает ему взглянуть на  мир профессий и возможностей по-другому, оценить, что больше или меньше соответствует его интересам и ценностям, понять, где найдется место его способностям и талантам. Основываясь на этом, мы помогаем старшекласснику сориентироваться в учебных заведениях, выделить те, где учат тому, что он выбрал.

         Таким образом, мы не выбираем профессию или ВУЗ за старшеклассника, мы помогаем ему сделать этот выбор самостоятельно, опираясь на достаточно полные представления о мире ВУЗов и профессий, не забывая при этом о собственных желаниях и способностях.

         Личный профессиональный план учащегося

    Отсутствие серьезного представления школьника о дальнейшем жизненном пути - признак инфантильности.

    Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему.

    Без глубокого продумывания будущего - ближайшего и отдаленного – человек не может рассчитывать на успех в жизни.

         Схема построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план.

    1. Главная цель (что я буду делать, таким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

    2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

    3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).

    4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

    5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

    6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.


    Что можно сделать самостоятельно при выборе профессии

    1. Вспомнить все то, чем нравится заниматься и подумать, нет ли такой профессии, где именно это нужно.

    2. Составить список известных профессий. Если их 10-15, это определенно сигнал для того, чтобы узнать   что-то новое. Профессий более 200. Странно делать выбор, ограничиваясь столь маленькой долей.

    3. Детально изучить справочник для поступающих в ВУЗы, обращая внимание не только на то, что хорошо известно, но и на то, что кажется непонятным.

    4. Собрать побольше информации о разных вузах  (почитать официальные и неофициальные сайты, форумы, найти в социальных сетях тех, кто там учится или учился и узнать их мнение).

    5. Найти и задать вопросы тем, кто уже работает в интересующей профессии (наверняка такие есть среди знакомых или знакомых знакомых, в крайнем случае - в профессиональных сообществах в интернете).

    Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии.

    Уважаемы папы и мамы!

    «Высокий профессионализм  – обращённое в профессию творчество!»

    Л.Гинзбург

         Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

        Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
        Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
        Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
        Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
        Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
        Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
        Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
        Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
        Помните, что окончательное решение принимает сам ребёнок, будучи уже молодым совершеннолетним человеком и в дальнейшем несёт ответственность за свой выбор!

    «Уважение – это застава, охраняющая отца и мать так же, как и ребёнка: первых оно спасает от огорчений, последнего – от угрызений совести.»

    /О. де Бальзак/

    Словарик старшеклассникам (профориентация)

    Интересы– побуждения познавательного характера.

    Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность. Способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.

    Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальнойподготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

    Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностейчеловека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности втой или иной профессии.

    Склонность – побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).

    Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).

    Субкультура – это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения,отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

    Цель профориентационной работы в школе:

         - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

         - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

         - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

         - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    - Профессиональное просвещение;

    - Профессиональная диагностика;

    - Профессиональная консультация и др.

    Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

    1-4 классы:

    - Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

    - Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

    - Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

    5-7 классы:

    - Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

    - развитие представления о собственных интересах и возможностях;

    - Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

    8-9 классы:

    - Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

    - Профессиональное самопознание;

    10-11 классы:

    - Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

    Работа с учащимися:

    - Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;

    - Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

    - Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

    - Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

    - Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

    - Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в учреждениях дополнительного образования;

    - Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

    Работа с родителями:

    - Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

    - Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

    Как выбрать профессию (для начинающих)

         Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

         Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

         Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

         Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

         Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

         Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

         Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

         Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

         Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…

         Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie